Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия». Орбитальный корабль “Буран”.Фотографии.

Универсальная космическая транспортная система “Энергия-Буран” в ангаре. 

На создание этой уникальной космической транспортной системы потребовалось примерно 10 лет и столько же средств, сколько потратили США на программу «Шаттл»: в валютном эквиваленте около 10 млрд. долларов. Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» выполнена по двухступенчатой схеме - «пакет» с продольной компоновкой ступеней. Центральный блок носителя является его второй ступенью, а вокруг него скомпонованы четыре блока первой ступени… Конструктивно, к центральному блоку стыкуется орбитальный корабль. Высота ракеты около 60 м, максимальный поперечный размер - 18 м. Суммарная мощность силовой установки «Энергии» - 170 млн. л. с. Первая ступень ракеты состоит из четырех блоков (прототипом блока является РН "Зенит) длиной 40 м, диаметром - 4м. Каждый блок имеет четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-170, работающий на жидком кислороде и углеводородном горючем. Двигатель построен по наиболее экономичной - замкнутой схеме, при которой отработанный в турбине газ дожигается в основной камере сгорания. Тяга двигателя у поверхности Земли составляет 740 т. В пустоте его удельный импульс - 308 сек, а тяга - 806 т. Давление в камере сгорания составляет 250 кг на квадратный сантиметр. РД-170 снабжен турбонасосным агрегатом мощностью более 250 тыс. л. с.

Вторая ступень ракеты - центральный блок длиной почти 60 м и диаметром 8 м работает на кислородно-водородном топливе и имеет четыре однокамерных ЖРД. Тяга каждого ЖРД 148 т у поверхности Земли и 200 т - в пустоте.

Уникальное транспортно-установочное устройство транспортировка “Энергии” на стартовый комплекс 

Для управления движением ракеты на участке ее выведения маршевые двигатели «Энергии» снабжены прецизионной электрогидравлической системой рулевых приводов. Они развивают суммарное усилие до 50 т. в каждой плоскости качания маршевых двигателей первой ступени и более 30 т - на второй ступени ракеты. Двигатели ракеты-носителя работают на высокоэнергетических видах топлива. 8 качестве окислителя используется жидкий кислород, охлажденный до температуры минус 186°. Для двигателей второй ступени жидкий водород, охлажденный до минус 255°. При изготовлении топливных баков, трубопроводов, элементов гидроавтоматики использованы специальные конструкционные материалы, выдерживающие криогенные температуры и обладающие значительной удельной прочностью. Применены также новые марки высокопрочных сталей, алюминиевых и титановых сплавов, новые теплозащитные и теплоизоляционные покрытия. В общем, доля новых материалов в ракете-носителе превышает 70% ее сухой массы.

В передней части фюзеляжа «Бурана» размещена обтекаемая герметичная кабина объемом 73 кубических метра. В ней при пилотируемом полете находится экипаж и размещена основная часть оборудования и аппаратура, обеспечивающая полет корабля от старта до посадки. Шесть окон, общей площадью остекления 2,25 м2, гарантируют экипажу, который может состоять из 2-4 космонавтов, хороший обзор. Предусмотрено также шесть мест для пассажиров.

В центральной части фюзеляжа - негерметичный грузовой отсек длиной 18,3 м и диаметром 4,7 м со створками в его верхней части. Отсек предназначен для доставки на орбиту и возвращения на Землю различных грузов. Вес доставляемого на орбиту груза может достигать 30 т, а возвращаемого на Землю - около 20 тонн. Из кабины экипажа в грузовой отсек можно пройти через герметичный люк. Шасси корабля трехстоечное.

Для довыведения «Бурана» на опорную орбиту, маневрирования на орбите, ориентации и стабилизации на корабль установлена объединенная двигательная установка. Она включает в себя два маршевых, расположенных в корневой части фюзеляжа, двигателя средней и малой тяги, установленных перед кабиной и в задней части хвостового отсека. При планировании в атмосфере экипаж использует для управления  аэродинамические органы: элероны, руль направления, балансировочный щиток. Корабль оснащен системами управления движением, электропитания, жизнеобеспечения, стыковки, терморегулирования и другими бортовым оборудованием и аппаратурой. После выполнения космических операций двигатель корабля дает тормозной импульс. Он сходит с орбиты, совершает планирующий полет в атмосфере и горизонтальную посадку на специально подготовленную полосу космодрома Байконур. Посадка выполняется как на обычном самолете, но без использования тяги двигателей.

В числе ряда технических проблем, которые пришлось решать при создании «Бурана», одной из наиболее трудных оказалась проблема обеспечения «нормальных» тепловых условий для экипажа, самого корабля и возможной полезной нагрузки. Подвергающиеся наибольшему нагреву нос фюзеляжа и передние кромки крыла и киля выполнены из тугоплавкого графитового материала.

Орбитальный корабль «Буран» рассчитан на 100 полетов по маршруту Земля-орбита-Земля. Стартовая масса корабля может достигать 105 т, посадочная - 82 т. Максимальная продолжительность автономного полета - до 30 суток. При управляемом спуске «Буран» способен совершать в атмосфере боковые маневры влево и вправо на расстояние до 2000 км от расчетной трассы. Это позволяет кораблю практически в любое время прекратить полет по орбите и приземлиться на аэродроме. Важная особенность «Бурана» и в том, что он может эксплуатироваться и в пилотируемом, и в беспилотном автоматическом режиме.