Челомей Владимир Николаевич (1914-1984)


Я не сторонник делить людей на тех кто с Украины, Молдовы, Белоруссии - или тех кто с России, или еще откуда-то. Мне кажется, что любой человек внесший толику своего труда в общее дело уже-герой Труда, тем более в тех условиях, когда приходилось создавать нечто новое, "невиданное доселе", когда страна только начинала набирать силы после кровопролитной войны. Только Великая держава способна на глобальные проекты. Но, как ни странно, когда я пишу эту запись, начинаю осознавать, что "интеллектуальный вклад" выходцев из Украины в дело развития отечественной космонавтики очень велик. Я не пишу "русский народ" сознательно. То,что мы используем сейчас в космосе, мы обязаны предыдущему поколению, прошедшему войну, победившему в ней, и поднявшие страну с колен. Это люди, сделавшие эту страну Великой. А то поколение, не имело национального или географического признака. Победы в космосе ковал весь НАРОД. И это не голословное утверждение, прочитав предыдущие посты Вы это поймете. В.Н. Челомей родился 30 июня 1914 года в городе Седлец (Польша) в семье учителей народной школы, детство и юность прошли на Украине в Полтаве, а в 1926 г. семья переехала в Киев, где в 1927 г. он окончил семилетнюю трудовую школу № 45 и поступил в Киевский автомобильный техникум, в 1932 г. стал студентом авиационного факультета Киевского политехнического института (КПИ), который окончил в 1937 году с отличием, сдавая экзамены экстерном. Дипломная работа В.Н. Челомея "Колебания в авиационных двигателях., написанная им под руководством профессора И.Я. Штраермана, была признана выдающейся, и с 1937 г. - он аспирант АН Украинской ССР; в 1939 году В.Н. Челомей защитил кандидатскую диссертацию на тему "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций" (Госиздат, М, 1939 г.).

В 1943 г. он создает впервые в нашей стране новый тип воздушнореактивного двигателя, так называемый "пульсирующий двигатель., где система всасывания и выхлопа автоматически управлялась самим рабочим процессом двигателя. На его базе создали самолеты-снаряды, запускавшиеся с тяжелых бомбардировщиков. В декабре 1944 г. по решению Государственного комитета обороны, после использования фашистами ФАУ-1 в Англии, в нашей стране были проведены испытания самолетов-снарядов Челомея на самолетах Пе-8, а позже на Ту-2 и Ту-4. В литературе и личном деле В.Н. Челомея, хранящемся в Архиве Российской Академии Наук, есть упоминания о командировке в 1946 г. В.Н. Челомея в Германию, где остались готовые немецкие ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

В Пенненмюнде они собрали и восстановили документацию конструкций и технологий ракеты ФАУ-2, а подкомиссия ЦИАМ собрала материалы по воздушно-реактивным двигателям. Было ясно, что немцы значительно опередили аналогичные работы в других странах. Конструкторское бюро В.Н. Челомея работало круглосуточно. В нем были созданы крылатые ракеты морского, воздушного и наземного базирования. Ракеты получили название 10 X (десятая модификация оружия), последующая ракета 16 X - уже более совершенная, чем немецкая. Эти ракеты были приняты на вооружение Красной армии. В.Н. Челомея в 1945 г. наградили орденом Ленина. Полученная информация изучалась в ОКБ А.И. Микояна и в Летноисследовательском институте. Все сделанное было позже использовано для мирного освоения космоса.

В 1963 г. по представлению академика М.В. Келдыша В.Н. Челомей избирается членом Президиума АН СССР. Академик Л.И. Седов, представляя В.Н. Челомея в академики, в своем отзыве отмечал, что научные и конструкторские работы В.Н. Челомея представляют ...начало целой серии новых изысканий в области упругих систем, имеющих крупнейшее прикладное значение... В.Н. Челомей впервые создал теорию расчета винтовых пружин различной формы на устойчивость и колебания... его работы получили дальнейшее развитие и крупное прикладное значение в области автоматического управления. Он - автор разнообразных типов конструкций, многих принципиально новых изобретений в мировой технике, имеющих важное значение для обороны страны. В.Н. Челомею принадлежит создание первого ракетного старта крылатых беспилотных объектов. Такой старт теперь является общепринятым в мировой ракетной технике.
19 июля 1963 г. Президиум АН СССР в Постановлении за подписью президента АН СССР постановил, что "академики С.П. Королев и В.Н. Челомей осуществляют общее руководство разработкой научных проблем по новой технике". В начале 1958 г., как пишет в своей книге С.Н. Хрущев, его учитель по МВТУ профессор Л.И. Ткачев, зная увлечение С.Н. Хрущева флотом, повез его к В.Н. Челомею - главному конструктору ракетного вооружения подводных лодок. Вначале конструкторское бюро Челомея выглядело весьма скромно, "небольшой трехэтажный цех с пристроенным к одной стене так называемыми бытовками, рядом помещение, похожее на сарай. Там размещался сборочный цех - святая святых конструкторского бюро. Территорию окружал деревянный забор... в ворота пропускали беспрепятственно, без пропусков. Кабинет В.Н. Челомея невелик, на счету каждый сантиметр, на стенах красочные плакаты - невиданные подводные лодки с какими-то трубами, из труб вылетают ракеты с маленькими, сильно скошенными назад крылышками".
Далее В.Н. Челомей продемонстрировал плексигласовый цилиндр на невысокой подставке и ракету с плотно прижатыми к туловищу крылышками и подчеркнул преимущество крылатых ракет, которые тогда называли самолеты-снаряды. За счет подъемной силы крыльев они способны при значительно меньшем весе нести более тяжелый груз. Рассказал о ФАУ-1, американских "Матадорах", "Регулусах". Изобретения В.Н. Челомея в то время поддерживали моряки.
Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 г. Началась космическая эра. Еще 16 марта 1954 г. М.В. Келдыш собрал в АН СССР совещание по разработке документа "Об искусственном спутнике Земли. для ЦК КПСС и СМ СССР. На совещании присутствовали С.П. Королев, М.Н. Тихонравов, П.Л. Капица, С.Н. Вернов, Л.И. Седов, И.А. Кибель, А.Ю. Ишлинский, Д.Е. Охоцимский, Т.М. Энеев. В 1956 г. М.В. Келдыш был назначен председателем "Комиссии Президиума АН СССР по искусственному спутнику Земли", а затем М.В. Келдыш стал председателем Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук (оставался им до 1978 г., до кончины).
В 1959 г. (15.29 сентября) состоялся визит Н.С. Хрущева в США. Прилетел Н.С. Хрущев в Вашингтон на военно-воздушную базу Эндрюс на только-что построенном самолете ТУ-114 (опытном образце). Перелет длился 12 часов 21 минуту. Встретил Н.С. Хрущева президент США Дуайт Эйзенхауер. Цель поездки Н.С. Хрущева - обсуждение вопроса о разоружении (ответный визит Д. Эйзенхауера состоялся в июне 1960 г.). На приеме в Белом доме Н.С. Хрущев вручил Дуайту Эйзенхауеру памятный дар - копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, и золотой значок, изготовленный в честь этого выдающегося события. Подлинник вымпела находится на Луне. Еще в начале 1957 г. Н.С. Хрущев на заседании Государственного Совета Обороны предложил программу постепенной замены дальней бомбардировочной авиации баллистическими ракетами, а также предложил сместить центр тяжести противовоздушной обороны от самолетов-перехватчиков к зенитным ракетным комплексам. Это требовало перераспределения капиталовложений, перепрофилирования заводов, создание необходимых кадров. Остро стал вопрос финансирования ракетно-космической техники.

“протон” установлен на стартовом столе

В 1960 г. В.Н. Челомеем начаты разработки воздушно-космических аппаратов с аэродинамическим входом в атмосферу, а также спутников, маневрирующих на орбите (серия "Полет").
30 мая 1960 г. принято решение - не принимать на вооружение баллистические ракеты стратегического назначения в наземном варианте, а только шахтные (первая шахтная ракета Р-16 была успешно запущена в середине 1963 г.).
К 1963 г. В.Н. Челомеем разрешены проблемы динамики движения на подводном участке и созданы длительно работающие двигатели на твердом топливе ракет П-53. За эти работы В.Н. Челомей удостоен вторично звания Героя Социалистического Труда.

14 октября 1964 г. пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. В связи с этим в деятельности В.Н. Челомея возникает много трудностей. В конструкторское бюро зачастили всевозможные инспекции и ревизии, были осложнения с военно-промышленной комиссией. Не поддерживали военные и, в частности, лично Д.Ф. Устинов, надежда была только на А.А. Гречко.
В.Н. Челомей добивается технически и административно пуска первой межконтинентальной универсальной баллистической ракеты, с упрощенной шахтной пусковой установкой УР-200, которая по показателям до сих пор не ниже ракет США.
В начале 1965 г. началась "лунная гонка", конкурировали С.П. Королев и В.Н. Челомей. К 1966 г. В.Н. Челомей подготовил проект УР700 - лунный корабль, его поддерживал В.П. Глушко, обещавший сделать новые двигатели для одной из ступеней УР.
Экспертная комиссия, в истории лунной программы получившая название "Комиссии Келдыша", состояла из представителей министерства обороны, конструкторских бюро и Академии наук. Большинство поддерживало С.П. Королева.
В.Н. Челомей был очень независимым и гордым человеком, не шедшим на поклон. На заседания комиссии почти не ездил, а если приезжал, то от него слышали его крылатую фразу "если не хотите помогать, то хоть не мешайте". В итоге работы комиссии, М.В. Келдыш, несмотря на дружбу с С.П. Королевым и пренебрегая конъюнктурой - отставкой Н.С. Хрущева, горой встал на защиту проекта В.Н. Челомея, пророчески предвидя будущее и выдающуюся роль ракеты "Протон" в космонавтике.
Проект В.Н. Челомея под давлением убедительной аргументации М.В. Келдыша был утвержден. Носитель "Протон" обеспечил нашей стране успехи в освоении Луны, Венеры, Марса, создании и функционировании орбитальной станции "Мир" (до настоящего времени). В 1980 г. была разработана автоматическая станция "Алмаз" с радиолокатором на борту. Станция не имела аналогов в мире. Запуск аналогичной станции "Алмаз" этого класса был осуществлен в 1987 г. ("Космос", 1970).
Как вспоминают коллеги М.В. Келдыша - "М.В. Келдыш был исключительно принципиальным человеком, для которого интересные дела, интересы страны были выше ведомственных интересов и даже интересов его дружбы со многими очень известными в стране учеными. Он был государственным деятелем в высшем смысле этого слова".

В.Н. Челомей обладал богатейшей научной фантазией, был человеком увлеченным. Обращаясь на лекциях к студентам, он говорил: "Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук". В 1983 г. в Научный совет Академии наук по механике жидкостей и газов, где председателем был Л.И. Седов, прислали для окончательного заключения на предмет открытия заявку профессоров О.И. Кудрина и А.В. Квасникова об обнаружении явления аномально высокого прироста реактивной силы, возникающей при эжектировании атмосферного воздуха пульсирующей реактивной струей. Л.И. Седов, прочитав эту заявку, воскликнул: "Да ведь это Челомей!" Так работа авторского коллектива В.Н. Челомея, О.И. Кудрина и А.В. Квасникова была представлена на рассмотрение Президиума Академии наук. Докладывать было поручено самому придирчивому эксперту - профессору Г.Ю. Степанову. 20 марта 1986 г. предложенная заявка была зарегистрирована как открытие в Государственном реестре научных открытий под номером 314 уже после кончины (8 декабря 1984 г.) В.Н. Челомея.
Детище В.Н. Челомея - НПО машиностроения, единственное в мире предприятие ракетно-космической отрасли, ведущее разработку комплексов трех различных направлений с крылатыми ракетами, баллистическими ракетами и космическими аппаратами.