Глушко Валентин Петрович (1908-1989).

«...Космонавтика является моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела…»

Глушко Валентин Петрович.

 

Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября 1908 годва в Одессе в семье служащего. Получил хорошее образование. В юности он увлекался химией взрывчатых веществ и астрономией. В сентябре 1923 г., будучи еще школьником, вступил в переписку с К. Э. Циолковским, сыгравшим решающую роль в его творческом пути. Был избран членом-корреспондентом, а затем действительным членом РОЛМа (Русского общества любителей мироведения).

Из автобиографии:

"Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет".

Вот несколько фрагментов из его писем в Калугу:

26.09.1923 г.: "Глубокоуважаемый К. Э. Циолковский! К Вам обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее выполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже более 2-х лет. Поэтому я перечитал много на эту тему литературы".

16.10.1923 г.: "Ваше письмо и затем книги я получил 16 и 17 октября с/года. Все брошюры более или менее хороши... "Вне Земли" очень и очень хорошая книга, она реально представляет всю картину межпланетного путешествия. Каждая строка, каждая фраза дышит, можно сказать, почти совершенной правильностью. Все встречающиеся на пути затруднения Вы разрешаете посредством физики и механики, а не обходите их, как это обыкновенно делается почти во всех книгах. Вы предусмотрели все случаи межпланетного сообщения, как будто бы сами не раз летали в космос..."

22.01.1927 г.: "Протекшие полтора года с последнего письма нашей переписки были достаточны, чтобы многое изменилось. Прежде всего, я выехал из Одессы и работаю сейчас в физическом институте Ленинград ского государственного университета. Это позволило поставить все мои работы на совершенно иную ногу . Мой живейший интерес к великому делу межпланетных сообщений не угас. Я по-прежнему интересуюсь им. Более того, теперь я специально занялся им и питаю надежды, подкрепленные моими лабораторно-практически ми исследованиями, которыми, в недалеком будущем, я надеюсь поделиться с Вами..."

26.08.1930 г.: "Мне очень приятно, что Вы также считаете, что ракетоплан невыгоден, что не имеют практического смысла предложения, например М. Валье, заставить эволюционировать аэроплан к звездолету, путем комбинации винтомоторной группы с реактивным двигателем, с постепенным усилением последнего за счет винтомоторной группы и т. д... Для того же, чтобы повысить кпд нужно настолько переделать конструкцию аэроплана, начав с того, что выбросить из него винтомоторную группу, что от него ничего, кроме названия, не останется. Ясно, что смысл имеет реактивный летательный аппарат как самостоятельная конструктивная единица. Комбинация же самолета с реактивным двигателем имеет смысл только в применении к разгону и торможению самолетов реактивным путем..."

Одной фразой В. П. Глушко определил пути развития как авиации, так и ракетной техники. К этому времени он уже сложился как инженер, и его проектами начали интересоваться не только "космические фанатики"...

В 1924 г. Глушко окончил одесскую профшколу. В ней, кроме общеобразовательных предметов, учеников учили слесарному и токарному делу. Поэтому практику он проходил на арматурном заводе. В дальнейшем, когда Глушко занялся конструкторской деятельностью, ему очень пригодились заводские навыки. В этом же году стали появляться в газетах и журналах его статьи, пропагандирующие идеи Циолковского («Завоевание Землей Луны», «Станции вне Земли» и др.).

В 1925 г. В. П. Глушко поступил учиться в ленинградский университет на физико-математический факультет. Здесь он по-прежнему мечтает о покорении космического пространства. Спустя 4 года Глушко отправляет на экспертизу в отдел военных изобретений при Комитете по делам изобретательства проект необычного двигателя. Изобретению дали высокую оценку и пригласили молодого конструктора на беседу в Главный штаб.

После окончания университета Валентин Петрович становится сотрудником Газодинамической лаборатории, которой руководил Н. И. Тихомиров. Здесь Глушко приступает к разработке первых отечественных жидкостных реактивных моторов и проектирует опытные ракеты. Он сконструировал опытный ракетный мотор «ОРМ-1», работающий на жидком топливе.

В 1933-1934 гг. В. П. Глушко читает лекции в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского на тему «Жидкое топливо для реактивных двигателей». В Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) конструирует жидкостные реактивные двигатели (ЖРД). Разработанный группой Глушко двигатель «ОРМ-65» в 1936 г. успешно прошел испытания, после его установили на планер «СК-9» конструкции С. П. Королева. Именно этот аппарат и вошел в историю как ракетоплан «РП-318».

В 1937 г. В. П. Глушко репрессируют как врага народа. 23 марта 1938 года Валентина Петровича Глушко арестовали. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: "Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии".

Глушко никогда не рассказывал, почему он подписал эту бумагу. Впрочем, подобные "признания" есть почти в каждом "Деле". Даже те, кто прошел царскую каторгу и ссылки, подписывали признание на Лубянке. Устоять смогли лишь единицы.

Но через три месяца, уже в Бутырке, Глушко не признает ничего! Видно, сокамерники объяснили ему, что единственный способ не попасть под расстрельную статью - это борьба. Он пишет сначала Вышинскому, потом Ежову и, наконец, Сталину. Текст посланий почти одинаков:

"Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев".

Ответа нет, но заявления подследственного все-таки доходят до начальства. А Глушко тем временем пишет новое письмо Берии:

"Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом".

Глушко добивается того, что вести его дело поручают новому следователю... Но победить было невозможно. 15 августа 1939 года особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление:

"Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно -трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив". Однако заключение он отбывает в ОКБ НКВД до 1944 г. Здесь, как главный конструктор по ЖРД, он занимается созданием новых типов ракетных двигателей. Разработанный здесь двигатель «РД-1» впоследствии установили на самолет, сконструированный С. П. Королевым (которого специально отозвали для этого в Казань с омского ОКБ НКВД, где он также отбывал срок тюремного заключения). После освобождения из заключения Глушко продолжил работу в опытном конструкторском бюро далеко от Москвы.

В 1945-1946 гг. В. П. Глушко в составе технической комиссии изучал в Германии трофейную немецкую ракетную технику, в том числе и жидкостные двигатели.

Разработанные в ОКБ Глушко ракетные двигатели в 1947-74 гг. использовались в баллистических ракетах дальнего действия, в ракетно-космических системах «Спутник», «Восток», «Союз», на носителях, выполненных другими конструкторами (В. П. Челомеем и М. К. Янгелем).

В 1974 г. в СССР создано научно-производственное объединение «Энергия», генеральным конструктором которого назначили В. П. Глушко. В последующие годы под его руководством модернизируются орбитальные станции «Салют», корабли «Союз», создается многомодульная долговременная станция «Мир», мощная ракета-носитель «Энергия» и корабль многоразового использования «Буран».

В 1953 г. Глушко избирают членом-корреспондентом Академии наук СССР. За выдающиеся заслуги ученый и конструктор был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 гг.), награжден Ленинской (1957 г.) и Государственными премиями (в 1967 и 1984 гг.). В 1958 г. Глушко удостоен Золотой медали им. К. Э. Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.